8(918)434-32-63
г. Краснодар
8(918)485-42-63
г. Анапа
Печи в Краснодаре
Главная Баня Русский пар Баня. Из глубины веков

Баня. Из глубины веков

История паровой бани восходит до времен самых древних обитателей земли — евреев, египтян, индусов, персов и других народов, где и теряется ее начало. В свое время пророк Моисей распространил бани в среде народной, а Магомет возвел бани и ежедневные омовения в степень религиозного догмата и утвердил их постоянное процветание. У восточных народов, где чистота почитается добродетелью, любовь к бане жива и по сей день.

Уже в древних храмах Египта, Индии и Греции устраивались специальные теплицы для отдыха их служителей после завершения ритуальных церемоний. При Мемфисском храме была устроена великолепная баня, где вода, пар и ароматы в изобилии предоставлялись ее посетителям. Особенности древних бань Индии и Египта присущи нынешним турецким баням, пользующимся популярностью в народной среде. Со временем восточная баня из Азии распространилась в Грецию. Это происходило после троянской войны, однако древние обитатели Греции лаконцы, ставшие большими приверженцами бань, приписывали их изобретение себе. Таким образом у эллинов бани получили название лаконикон. Бани общественного назначения устраивались, как правило, при гимназических заведениях и гимназических садах, а частные бани становились принадлежностью жилых домов.

Греческие бани включали в себя обычно следующие семь отделений:

  • комнату для раздевания;
  • холодную баню;
  • помещение для натирания тела маслами и разминания мышц и суставов;
  • комнату для омовения;
  • комнату перед горячей баней;
  • сухую потовую баню;
  • теплую ванну, в которой прислужник в последний раз обмывал и отирал посетителей.

Изменения и улучшения, внесенные греками в устройство бань, привели к тому, что за ними утвердилась репутация могущественного терапевтического средства. Этим вслед за Гиппократом и Асклепиадом Прузским стали широко пользоваться в своей лечебной практике врачи.

Торговые и политические контакты, а также войны греков с соседними странами привели к быстрому распространению бань, особенно в Римской империи. Первые общественные, а позже и частные римские бани отличались присущей Древнему Риму простотой. Они включали в себя помещение с холодной водой и горячую баню, служившие сугубо для очищения тела. Впоследствии с увеличением культурного влияния греков простые бани сурового Рима начинают принимать все более богатый вид с роскошной обстановкой внутренних помещений. Публичные бани стали возводиться на открытых местах с красивым ландшафтом и обустраиваться следующими помещениями:

  • комнатой для раздевания:
  • помещением для растирания тела простыми и ароматическими маслами;
  • холодной баней со множеством ванн и бассейнов для плавания:
  • сухой нагретой комнатой;
  • влажной потовой баней.

Влажная потовая баня обычно сооружалась таким образом, что ее пол подогревался снизу горячим воздухом или непосредственно газопламенным потоком из печей подвальных отделений. Вместе с тем по специальной системе труб тепло проводилось и для обогрева стен потовой бани. Социальным назначением таких бань обусловливалась дешевизна пользования ими. Таким образом, люди всех социальных сословий посещали их почти-что ежедневно. Впоследствии для римских императоров стало обычным устраивать для своих солдат и народа роскошные бесплатные бани, которые принимали посетителей с раннего утра до поздней ночи.

По своему желанию они хорошенько прогревались в сухой или влажной теплице, чередуя нагревание тела с плаванием в холодном бассейне. Тщательный уход за кожей обеспечивался служителями бань, которые скоблили специальными ложечками из букового дерева или слоновой кости, а затем разминали и натирали тела посетителей душистыми маслами.

Все увеличивающаяся приверженность к роскоши к концу республики и особенно во времена императоров постепенно превратила римские бани в грандиозные оздоровительно-увеселительные комплексы, которые включали в себя сады и парки с улицами, площадями, библиотеками и всевозможными торговыми и развлекательными заведениями. Посетители стали проводить здесь значительную часть своего времени, имея возможность купить еду, приобрести предметы роскоши и произведения искусства, послушать певцов и музыкантов, ораторов и поэтов.

Такие величественные римские бани, отличающиеся особенным великолепием, стали называться термами. Владельцы терм содержали множество обученных рабов, каждый из которых имел определенные обязанности. Они топили печи и обеспечивали банные отделения холодной и горячей водой, растирали тела посетителей лебяжьим пухом и скоблили их скребницами, без боли удаляли мозоли и волосы на теле, массировали, натирали тело благоуханными маслами, приводили в порядок полосы и причесывали их в соответствии с желанием владельца

Но, как известно, чрезмерная роскошь ведет к неизбежному падению нравов. С ее ростом римские бани, постепенно утрачивая свое изначальное назначение, становились центрами увеселительными и все более превращались в храмы Вакха и Венеры. В конце концов, все возрастающая испорченность римских нравов превращает оздоровительно-закаливающие лакониконы времен Спарты в притоны грубого разврата. Это продолжалось вплоть до начала четвертого века, когда император Константин Великий, разделявший вначале власть с Лицинием, овладевает Римом и объединяет под своей властью всю Римскую империю. Он переносит столицу в Византию и утверждает христианство в качестве господствующей государственной религии. Новая духовная власть с целью духовного возрождения народа и особенно нравственного воспитания римской молодежи была вынуждена закрыть римские бани, ставшие центрами разврата. Эта же участь постигла бани римских колоний того времени — Британии, Галлии, Германии и Италии.

Возрождение бань в Европе наступает уже в восьмом веке после завоевания ее маврами, именем которых после покорения ими Испании начинают называть арабов.

Сначала бани появляются в Испании, а далее — в Греции и Франции. Однако с изгнанием арабов из Европы бани в ней снова предаются забвению.

Третье по счету появление бань в Западной Европе приходится на вторую половину XVIII столетия. И на этот раз их заимствуют уже не с Востока, а из России. Они появляются в Англии, затем в Германии и Дании, а позже во Франции, Италии, Швейцарии и других странах. Однако специфика русской парилки, ядреный русский пар калильной печи не был понят и принят в Европе. Тем паче такие «драматические» процедуры русских, как ныряние в зимнюю прорубь или в снеговой сугроб. Сухой пар калильной печи был быстро заменен технически «усовершенствованным» способом получения мокрого пара в водогрейных котлах, который по трубам подавался в парильные отделения. Весь каскад русских банных приемов с использованием банных веников, растираний и массажей, употреблением богатой флоры для приготовления «вкусного пара» и русского чая был опущен, и все дело быстро закончилось так называемыми паровыми ваннами. Тем не менее, этот интерес Европы к русской бане принес существенные социальные плоды. Так, например, известный немецкий гигиенист конца прошлого столетия Платен писал о том, что «мы, немцы, говоря о русской бане или пользуясь ею, очень редко вспоминаем о том, что этим шагом вперед по пути культурного развития мы обязаны нашим восточным соседям.

Похожие материалы:

Информация